Почему аккумулятор автомобиля сильно снижает напряжение на морозе

От аккумулятора автомобиля можно ждать чего угодно. Поговорим о том, как батарея подкидывает нам сюрпризы.

Почему аккумулятор автомобиля сильно снижает напряжение на морозе

Иногда бывает, что ситуация, которая возникла, не поддается никакой логике. Например, сейчас мороз -16 градусов. Аккумулятор заряжен.

Измерим напряжение на клеммах

Снимаем защитные колпачки. Что нам показывает мультиметр?

-2

Батарея сильно разряжена. Получается парадокс. Почему так происходит? Почему прибор показывает, что батарея полностью разряжена, а на самом деле она заряжена?

Напряжение батареи напрямую зависит от плотности электролита. Сейчас холодно, плотность высокая, батарея заряжена, а напряжение низкое. Получается нестыковка.

Правило работает только для температуры +25 градусов. Поэтому часто в комментариях спрашивают: «Зарядил аккумулятор, поставил на автомобиль, а он взял и мигом разрядился». Вот и у меня такая же ситуация.

Аренда автомобиля без водителя

Хотя я всегда рассказываю, что чем больше температура, тем быстрее в АКБ протекают химические реакции, и у него выше саморазряд. Если батарея стоит в прохладном месте, тем ниже скорость химических процессов и меньше саморазряд. Но на самом деле мои слова не стыкуются с делом.

Если батарею занести в тепло, она нагреется, и сама поднимет напряжение до нормального. Когда плотность электролита бывает больше? Когда в нем больше кислоты, либо, когда понижается температура.

Если в первом случае напряжение будет вырастать на клеммах АКБ, то во втором не будет расти.

Откуда такая дискриминация

Напряжение на клеммах аккумулятора зависит от плотности электролита. Но, если докапываться до истины, то напряжение зависит от количества активных ионов кислоты. Чем больше кислоты, тем больше активных ионов и выше напряжение на клеммах батареи.

Если плотность электролита поднялась из-за его загустевания на холоде, то больше кислоты в нем не стало, как и ионов. Значит и напряжение на клеммах не вырастет. А даже наоборот, при загустевании электролита его подвижность падает, а ионы кислоты стеснены в своем перемещении. То есть, на холоде они замерзают.

Теперь пойдем от обратного

При отогревании электролита его подвижность повышается, а напряжение вырастает. Чтобы сохранить подвижность электролита зимой в нем поднимают плотность.

При этом получается сразу 2 плюса:

  1. В электролите становится больше кислоты.
  2. Меньше загустевание.

Хотя ресурс аккумуляторных пластин снижается. Либо ресурс, либо ехать. Поэтому плотность электролита нужно держать минимально высокой. Если будет меньше, то электролит замерзнет, аккумулятор не будет крутить. Если выше, то снизится ресурс вашей АКБ.

Вернемся к химии

Минимальный саморазряд аккумуляторной батареи всегда есть. На тонкой кромке, где электролит соприкасается с обмазкой пластин, начинается химическая реакция разряда. Это происходит в очень тонких слоях.

Разряд происходит больше на отрицательных пластинах. Кислота расходуется, а образование сульфата свинца. Параллельно образуется вода. Если было бы тепло и электролит не загустел, то за счет диффузии к свинцу отрицательных пластин и окиси свинца положительных пластин пошла бы новая кислота.

Но так как электролит загустел на холоде, диффузия тоже застопорилась. Если его занести в тепло, напряжение будет расти и поднимется до 12.7 вольт. Если перемешать электролит принудительно, то напряжение должно вырасти. На самом деле оно не растет, потому что электролит не удается перемешать.

Если бы плотность была 1.29, то напряжение 12.05 вольт не упало бы. Либо упало бы, но не так сильно.

Жду ваши комментарии на этот счет. Расскажите свои соображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *