Горбатый Запорожец поначалу был Москвичом

Ровно 60 лет назад осенью 1960 года с конвейера завода Коммунар города Запорожье сошел горбатый малыш – первый ЗАЗ-965. Это один из самых известных отечественных автомобилей горбатый Запорожец.

горбатый запорожец

Почему Москвич

Я был немало удивлен, но автомобиль с украинским названием мог носить имя «Москвич». Все потому, что разрабатывать его начали на заводе малолитражных авто в Москве в конце 50-х годов. Московский завод не нашел ресурсов    для выпуска новой машины по причине значительной перегрузки. Поэтому на высоком уровне было принято решение о переносе производства в Запорожье.

запорожец вид спереди

Откуда пошло название

Традиционно за основу (кто бы сомневался) был взят успешный европейский автомобиль Фиат-600 с двигателем, расположенным в задней части кузова. С 1955 по 1969 год итальянским производителем было выпущено 2 695 197 штук этого чуда техники.

В конструкцию запорожца была внесена масса изменений. Но горбатый внешний вид был конкретно скопирован с итальянской машины. По этой причине маленький и доступный советскому человеку запорожский автомобильчик получил прозвище «горбатый Запорожец».

разработка запорожца

Отличался он от старшего брата Фиата всем остальным: другая коробка передач, подвеска, увеличенный размер колес, совершенно другой мотор.

Двигатель

С проблемой создания двигателя столкнулись отечественные конструкторы. В то время не было налажено производство малогабаритных моторов хорошего качества. Горбатого чуть было не снабдили модифицированным мотоциклетным двигателем.

Заднее расположение силового агрегата стало главной фишкой, ноу-хау запорожских автомобилей. Если такой формат пользовался популярностью в Европе, то в СССР он так и не прижился.

двигатель запорожец

Специфика конструкции затрудняла процесс создания Запорожца. Большая спешка в ходе выполнения работ отразилась на надежности и техническом состоянии горбатого Запора. Стоимость ЗАЗ-965 составляла тогда 1800 рублей, что примерно соответствовало 16-18 зарплатам рабочего завода.

«Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся» — одобрительно подчеркивал глава государства Никита Сергеевич Хрущев. Согласно легенде, цена соответствовала совокупной стоимости 1000 бутылок водки по 1.80 рублей. Даже придумали поговорку: «брошу пить, куплю машину».

Так или иначе, но для многих семей в Советском Союзе именно горбатый Запорожец стал первой легковушкой. А вы знаете почему багажник спереди? «Да потому что на такой скорости за вещичками присматривать надо» — шутили запорожцы.

Экспортный вариант

На экспорт горбатый уходил под именем ЗАЗ-965АЭ JALTA в более комфортабельном виде. Заграница – она же требовательнее, а своим и так сойдет. Но несмотря ни на что, советские люди любили этого горбатого малыша, который уже отметил 60-летний юбилей.

Напишите в комментариях, знали ли вы эту информацию про автомобиль Запорожец. Купили бы сегодня такую машину или нет, и почему.

Скоро выйдет Лада Ока Кама-1 — электромобиль конкурент Теслы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.