Плюсы и минусы вариаторной трансмиссии Лады Весты

На тест-драйве Лада Веста седан в самой дорогой комплектации «Эксклюзив». В обзоре обсудим плюсы и минусы автоматической трансмиссии этого автомобиля, а именно вариатора Джатко. Уже многие знают, что здесь используется связка двигателя H4M (он же HR16DE) и вариатора Jatco JF015E. Этот комплект используется уже много лет на таких автомобилях, как Ниссан Жук, Кашкай, Сентра, Тиида, а также Рено Флюенс, Меган и Каптюр.

тест драйв лада веста эксклюзив

Ощущения

При работе двигателя на холостом ходу в салоне автомобиля принципиально иной акустический фон, нежели, когда установлены вазовские мотор и коробка. Автомобиль ощущается более собранным и тихим.

тихая веста автомат

Из истории видов вазовских трансмиссий

Двигатель H4M собирается на сборочной линии в Тольятти, а вариатор доставляется в собранном виде из Японии. Вариатор стал четвертым типом трансмиссии, которые используются на автомобилях Лада. Долгие годы АвтоВАЗ мог предложить лишь механическую коробку передач. Затем в 2012 году появились Гранты с четырехступенчатым автоматом Jatco.

В 2015 году на Приору установили робот на базе вазовской механики (сейчас снят с производства). В 2019 году вышел Икс Рей с вариатором, который теперь устанавливается и на Весте.

Плюсы вариаторной трансмиссии

Во-первых, это комфорт при движении по городу. Трансмиссия автоматическая, 2 педали – газ и тормоз. Не надо постоянно выжимать сцепление и переключать передачи. Переключения происходят плавно, без рывков, практически незаметно. Ездить по пробкам в условиях мегаполиса на такой Весте гораздо комфортнее, чем с обычной механикой. Для привычного восприятия предусмотрена функция имитации 6 передач.

Во-вторых, это акустический комфорт. При движении в салоне автомобиля тихо, двигатель и трансмиссию не слышно. Прослушивается только шум от колес. Настало время, когда в салоне вазовского автомобиля стало тихо и комфортно. Не слышно того сверлящего назойливого звука механической трансмиссии.

Третий плюс вариатора в том, что в отличие от классического автомата, он в силу своей конструкции обеспечивает топливную экономичность на уровне механических КПП. За это всегда любили и ценили вариаторы. В среднем расход топлива на Ладе Весте с вариатором составляет 8 литров на 100 км в смешанном цикле. При движении по трассе со скоростью 120 км в час обороты держатся около 2000. Поэтому трассовый расход небольшой.

Минусы вариатора Лады Весты

Вариатор – сложное техническое изделие, у которого есть свои «но» и «нельзя». Он более нежный, чем классический автомат. Нужно соблюдать определенные правила, чтобы трансмиссия не вышла из строя раньше положенного срока.

Перечислим основные из них:

  1. Перед началом движения вариатор следует прогреть хотя бы в течение 30 секунд, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
  2. Вариатор не предназначен для темпераментных водителей. Рекомендуется избегать резких ускорений, торможений, пробуксовок. В этих режимах происходит интенсивный износ деталей.
  3. Буксировать автомобиль с заглушенным двигателем категорически запрещается. При неработающем моторе не функционирует система смазки. Буксировка допустима лишь при работающем двигателе при скорости не более 48 км в час на расстояние не более 50 км.
  4. Вариатор Лады Весты очень боится инерционного удара. Такое происходит, когда мы буксуем на снегу или в грязи, а потом колеса получают резкий зацеп на чистом асфальте. Таких ситуаций следует избегать.

Никогда во время движения не пытайтесь включить режим «паркинг». Это приведет к серьезным механическим повреждениям.

Обслуживание и гарантия

Вариатора не нужно бояться и говорить, что это крайне ненадежный вид трансмиссии. Нужно просто соблюдать правила и условия эксплуатации. Правильное и качественное обслуживание существенно повышает ресурс агрегата.

По поводу обслуживания есть очень интересный момент. В руководстве по эксплуатации прописано, что масло, заправленное в вариатор, рассчитано на весь срок службы агрегата, и поэтому не требует замены. Мне кажется, что этот пункт внесли маркетологи, а не инженеры.

Гарантия на трансмиссию дается 3 года или 100 тысяч км пробега. Это расстояние без замены масла вариатор прослужит, но потом его придется менять на новый. Обсудим, почему.

Основная проблема вариатора, по которой выходят из строя его комплектующие, это металлическая стружка и фрикционная пыль. Стружка при эксплуатации образуется неизбежно, и идет она от металлического ремня, который трется о конусы.

металлический ремень вариатора

В поддоне есть 2 магнита, которые должны улавливать эту стружку. Есть 2 фильтра грубой и тонкой очистки. Но в любом случае часть стружки смывается с магнитов, попадает в масло и разносится по всей коробке. В первую очередь стружка попадает под редукционный клапан масляного насоса.

Дале начинаются проблемы с давлением, происходит повышенный износ ремня. Также стружка изнашивает соленоиды гидроблока, и вариатор выходит из строя.

соленоиды гидроблока лада веста автомат

Основной принцип вариаторной трансмиссии заключается в следующем. Чем чаще меняешь масло, тем дольше будет жить вариатор. Именно замена смазки позволяет убрать стружку и фрикционную пыль, от которой идут все проблемы.

При замене масла обязательно следует менять фильтры грубой и тонкой очистки, чистить магниты. Процедура обойдется в среднем около 20 тысяч рублей. Ее рекомендуется выполнять каждые 45-50 тысяч км.

По поводу масла

Важно соблюдать вязкость. Рекомендованная марка CVT Fluid NS-3. Оно более жидкое, и не так густеет зимой. NS-2 для зимы не подойдет, так как густеет, выходит из строя гидроблок.

Рекомендации

Если хотите, чтобы вариатор служил долго, меняйте масло чаще, соблюдайте условия эксплуатации, и проблем с ним не будет. На моей практике были автомобили, которые с этим вариатором отхаживали 200 тысяч километров и более. Помните, что ресурс будет зависеть от вашей манеры вождения и качества обслуживания.

Быстрый способ убить вариатор – упереться в бордюр и начать буксовать. Интенсивное проскальзывание ремня, обильная стружка и быстрый износ комплектующих обеспечены. Проверять данное утверждение на практике не рекомендую.

Нюансы

На Весте мне нравится кататься больше, чем на Икс Рей с автоматической трансмиссией. Лада Веста имеет меньший дорожный просвет, ниже центр тяжести, лучше стоит на дороге. По моему мнению у Весты лучше рулежка в своем классе. Она четкая и информативная.

У данной трансмиссии есть ручной режим. Но я не считаю его особо полезным. При движении в ручном режиме вариатор все равно сам повышает или понижает передачи в зависимости от скорости и нагрузки на трансмиссию. Единственный плюс я вижу в том, что, если планируешь совершить обгон, можно заранее включить пониженную передачу и совершить уверенный маневр.

По поводу мощности некоторые говорят, что машина слабо разгоняется. Это вполне закономерно – двигатель мощностью 113 л. с. изначально не претендует на какую-то высокую разгонную динамику. Мне кажется, что для города его достаточно.

Выводы

Вариатор – это трансмиссия для определенной целевой аудитории, людей, которые хотят комфорта, придерживаются неспешного размеренного стиля вождения. При этом они хотели бы экономить на топливе. Вариатор явно не для тех, кто привык ездить динамично или агрессивно. Для жителей мегаполиса, где пробки, заторы на дорогах, эта трансмиссия будет идеальной. Она очень комфортная.

Для выезда на бездорожье автоматическая трансмиссия Лады Весты явно не годится, так как буксовать на ней нельзя. Веста в комплектации «Эксклюзив» мне очень нравится, ей приятно управлять, комфортно передвигаться. Получился европейский статусный автомобиль.

Напишите, что вы думаете об этой трансмиссии и автомобиле в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.