Продольная и поперечная устойчивость автомобиля

Очевидно, что стабильность выбранного курса важна не только в мореплавании, но и при движении по шоссе. Как избежать нарушений продольной и поперечной устойчивости автомобиля?

Что влияет на устойчивость

Для легкого и безопасного вождения любой автомобиль должен быть точно настроен, как хороший музыкальный инструмент. Давайте немного углубимся в теорию и вникнем в суть параметров правильно спроектированного шасси.

устойчивость автомобиля

Важнейшее значение для устойчивости и управляемости имеет ориентация воображаемой оси поворота колеса, как слева, так и справа. Если смотреть на машину спереди, то ось поворота колеса, проходящая через центры верхних и нижних шаровых опор, обязательно должна быть наклонена.

При таком условии поворотная цапфа, на которой закреплено колесо, во время отклонения руля от нейтрального положения будет уводить ступицу колеса вниз. Пусть ненамного, на считанные сантиметры – это очень важно. Выворачивая руль и поворачивая вбок колеса, мы за счет поперечного наклона оси поворота приподнимаем переднюю часть автомобиля.

Стабилизация автомобиля

Улавливаете суть? С отклоненными от прямолинейного направления движения колесами машина своим весом стремится вернуть цапфы в их привычное равновесное состояние. Именно за счет этого эффекта обеспечивается весовая стабилизация управляемых колес. Это лучше всего ощущается на небольшой скорости.

Иными словами, мы наблюдаем самовозврат руля на выходе из виража. Между прочим, его интенсивность регламентирована международными нормами безопасности. Можете убедиться сами. Если угол развала колес положительный, и угол поперечного наклона оси поворота колеса тоже в норме, то после отпускания руля автомобиль самостоятельно выходит на прямую.

Важный момент: обратная отдача усилия на руле позволяет водителю лучше чувствовать поведение машины.

Исправность подвески

При разбитой растрепанной передней подвеске с отрицательными углами развала, эффекта самовозврата вы не дождетесь. С кривой геометрией изношенного шасси весовой стабилизации никак не будет.

Угол продольного наклона

углы наклона колес

Но вот еще что стоит запомнить в этой связи. Вторым фактором, сильно влияющим на устойчивость движущегося автомобиля, является угол продольного наклона оси поворота колеса. Если смотреть на машину сбоку, то эта воображаемая ось в верхней части должна быть завалена назад. Такой положительный угол наклона оси поворота создает результирующую силу. Она во время движения стремится как бы оттянуть и вернуть колесо к его равновесному прямолинейному положению.

Этот эффект наклона оси поворота обеспечивает уже не весовую, а скоростную стабилизацию управляемых колес. Конструкция передней вилки велосипеда служит отличным примером самовыравнивания колеса. Здесь тоже можно отпустить руль на ходу при известной доле сноровки.

Опытные водители подтвердят, если все геометрические параметры шасси (развал, схождение и продольные углы) выставлены как надо, то машина сама, как умная лошадь стремится бежать ровно. Если что-то сбито, нарушено, то автовладельцу приходится постоянно бороться с норовистой небезопасной техникой.

Вы, как хозяин или хозяйка, обязаны заботиться о полной технической исправности автомобиля. Машина не должна вам сопротивляться. Наоборот, ее задача самостоятельно поддерживать заданный курс и четко исполнять любые ваши команды.

Если человек за рулем не суетится, а лишь плавно по необходимости подправляет траекторию движения, то ему не страшны ни снегопад, ни гололед. Ведь сама по себе без влияния водителя исправная машина вряд ли сорвется в скольжение.

Примерное послушание автомобиля – залог вашей безопасности. Особенно сейчас, в сложных дорожных условиях. Поэтому не пожалейте времени на то, чтобы добиться наилучшей курсовой устойчивости с помощью хорошего специалиста и стенда для точной настройки шасси. Счастливого вам пути на всех направлениях и в любую погоду!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.