Рулевое управление с трапецией Аккермана

Опыт общения в различных автосервисах убедил меня в том, что далеко не все мастера по настройке шасси хорошо разбираются в тонкостях регулировки углов установки колес. В частности, это касается рулевой трапеции Аккермана. Поэтому попробую, что называется на пальцах объяснить элементарные вещи для того, чтобы вы могли убедиться в степени добросовестности автомеханика.

Полезные советы

Надеюсь, вы обращали внимание на то, что внутреннее по отношению к направлению поворота переднее колесо всегда поворачивается сильнее, чем наружное. Чем круче водитель закладывает вираж, тем заметнее эта разница.

Такое рассогласование непараллельность управляемых колес на поворотах заложено в конструкции любого автомобиля. Все просто – внешнее и внутреннее колеса катятся по траекториям с разными радиусами. Чтобы они не мешали друг другу, нужно обеспечить их расхождение. Оно должно исчезать само, как только руль возвращается в положение «прямо».

трапеция аккермана

В этом и заключается условие Рудольфа Аккермана – немецкого ученого, который еще в 19 веке определил принцип рулевой трапеции.

Как выглядит трапеция Аккермана

На виде сверху вы видите схему шасси. На ней изображены центры поворота колес и рычаги поворотных цапф, за которые цепляется поперечная рулевая тяга. На современных автомобилях с независимой подвеской поперечная тяга является составной. Она задействуется напрямую через реечный рулевой механизм.

Здесь главное, чтобы угол наклона рычагов на цапфах обеспечивал точное попадание воображаемых линий в центр задней оси. В этом и заключается правило Аккермана. Именно так работает уже упомянутая рулевая трапеция. Своей геометрией она задает определенное расхождение передних колес в зависимости от крутизны поворота.

Другой пример

Если шасси настроено и построено правильно, то линии, перпендикулярные плоскости вращения передних колес должны сходиться в одной точке на линии, проходящей через заднюю ось.

схема поворота автомобиля

При таком раскладе резина не будет на каждом повороте пищать, визжать и понапрасну изнашиваться, если вы поддерживаете разумную скорость.

Чтобы машина хорошо слушалась руля, необходимо обеспечить равенство левой и правой рулевых тяг. Их длина может меняться за счет резьбового соединения.

Некоторые горе-мастера пренебрегают контролем длины тяг. Одну могут через чур закрутить, другую, не думая, распустить. От этого автомобиль становится не очень послушным. Разница в длине левой и правой тяг не должна быть больше 1 мм. Тогда передние колеса будут катиться в повороте без лишнего напряжения.

Вообще говоря, геометрия шасси – строгая наука. Условие Аккермана – лишь одно из перечня четких взаимозависимостей.

Запомните: в настройке ходовой части нет мелочей.

Тут надо выставлять как общие, так и половинные схождения для передних и задних колес. Кроме того, нельзя допускать отклонение от нормы в углах продольного и поперечного наклона оси поворота колеса. Величина так называемого «развала» тоже имеет важное место. Поэтому выбирайте для своей машины хорошего специалиста и правильный стенд.

А еще не ленитесь сверять в распечатке данных после настройки шасси фактические и рекомендованные заводом значения. Если все сделано правильно, то ваш автомобиль должен сам четко держать на прямой заданный курс, как умная лошадь. Вам не нужно бороться с каким-то односторонним уводом или раздражающим рысканьем.

Счастливого пути на исправном послушном автомобиле!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.