На обзоре два самых культовых, брутальных, известных и в то же время долгоживущих внедорожника нашей страны – Нива Легенда и не менее легендарный УАЗ Хантер. На секунду обратимся к цифрам.
УАЗ впервые увидел свет 15 декабря 1972 года. Нива чуть позже – 5 апреля 1977. То есть, УАЗ с нами уже 52 года, Нива – 47 лет! Я думаю, во всей мировой автомобильной индустрии подобных примеров найти не удастся.
Как создавался УАЗ
Самое интересное в том, что в свое время оба этих автомобиля были спроектированы настолько удачно, что за долгий жизненный цикл конструкции они не получили каких-либо кардинальных изменений. Поговорим об этих очень значимых для нашей истории легендарных автомобилях.
Интересный момент. С одной стороны, эти автомобили очень даже схожи. В их арсенале есть полный привод, раздаточная коробка, понижайка и большой дорожный просвет. Но с другой стороны история их создания совершенно противоположна.
Как известно, УАЗ в основе своей – армейский автомобиль. Он разрабатывался именно для военных нужд. Советской Армии нужен был максимально простой в техническом плане автомобиль, который при желании можно было бы починить даже в полевых условиях с минимальным набором инструмента. В то же время планировалось сделать его максимально проходимым, чтобы доставить солдат или офицерский состав туда, куда проехать невозможно.
Кстати, в свое время армейский УАЗ отличался от гражданского именно увеличенным дорожным просветом, чтобы проходимость была как можно выше.
У Нивы совсем другая история
На очередном съезде Центрального Комитета КПСС Председатель Совета Министров товарищ Косыгин А. Н. сказал, что стране нужен гражданский легковой автомобиль повышенной проходимости. Граждане Советского Союза должны были с одинаковой степенью комфорта передвигаться не только в городской черте, но и в сельской местности, где на тот момент дорого особо не было.
Спустя пару лет, появилась Лада Нива, она же ВАЗ-2121. На тот момент это была революционная машина. Тогда АвтоВАЗ создал не то чтобы новый автомобиль, а скорее новый тренд в автомобильной индустрии.
Конструкция
Помимо разной истории создания в конструкции этих автомобилей тоже есть ряд отличий.
Во-первых, у Нивы несущий кузов. То есть, двигатель, коробка, раздатка и другие узлы крепятся непосредственно к нему. УАЗ – рамный автомобиль. За счет рамы он гораздо лучше себя чувствует на тяжелом бездорожье. Рама прочнее и держит большую нагрузку, чем несущий кузов Нивы.
Во-вторых, у Нивы передняя подвеска независимая. На плохой дороге она работает классно.
Там, где на Ниве по ямам и ухабам можно смело мчать 70-80 км в час, на УАЗе в лучшем случае будешь ехать 30-40. Его передняя зависимая подвеска буквально вытряхивает всю душу и сильно напрягает позвоночник.
В-третьих, алгоритм работы полного привода у этих моделей реализован по-разному. У Нивы перед и зад постоянно подключены через свободный дифференциал с возможностью его блокировки. Такое решение я считаю более правильным и удобным. В УАЗике передний мост можно подключать дополнительно. А это не очень удобно. Особенно, когда залез куда-то в грязь и забуксовал.
Загорелась лампочка АБС на автомобиле Лада Гранта
Чем бампер крепче, тем на сердце легче. У Нивы он выполнен из алюминиевого профиля, в УАЗике – это добротный кусок металла. Ни в одном современном автомобиле подобных решений найти попросту не удастся. В нынешние времена повышенной социальной ответственности принято заботиться не только о водителе, но и о пешеходах.
Внешний вид
Если говорить именно про внешний вид, то Нива мне все-таки нравится больше. За ее дизайн даже сейчас совершенно не стыдно. Вообще АвтоВАЗу каким-то невероятным образом в свое время удалось создать такую внешность, которая получилась вне времени. К тому же, на Ниву сейчас есть огромное количество разнообразного тюнинга.
На просторах сети немало проектов, где путем незамысловатых доработок из Нивы делали очень даже стилевый симпатичный автомобильчик.
УАЗ в этом плане явно в проигрыше.
Как снять обшивку задней форточки Лады Гранты
Заглянем под капот
За все время существования Нивы ее двигатель особо не менялся. Я бы отметил две ключевые даты.
- В 1994 году объем шестерочного мотора увеличили с 1.6 до 1.7 литра.
- В 2002 году вместо карбюратора навесили инжектор.
Был двигатель 21213, стал 21214, который с успехом эксплуатируется по сей день. В плане моторов УАЗу повезло гораздо больше. Были разные варианты по мощности, объему. Были даже дизельные версии, о чем нивоводы могли только мечтать. В данном случае установлен двигатель объемом 2.7 литра на 128 л. с., который имеет хороший крутящий момент и дает возможность получить больше ускорения, чем мотор Нивы.
Самое главное – ускорение создается именно в тот момент, когда оно действительно нужно. Нехватка мощности особо не ощущается. В плане моторов УАЗ в большом выигрыше перед Нивой.
Что можно сказать про эти автомобили, если смотреть на них сбоку? Нива компактнее. У нее меньше колесная база, углы свеса, и она существенно легче – 1285 кг против 1850. Расход топлива у нее однозначно меньше.
У УАЗика за счет дополнительных дверей доступ на задний ряд гораздо проще. Это более практичный вариант. У Нивы в этом плане есть определенные трудности.
Как в Ладе Гранте почистить резиновые коврики до блеска
Когда они стоят рядом в глаза бросается то, что крыша УАЗа существенно выше. УАЗ больше ориентирован на тяжелое бездорожье, чем Нива. На него без проблем можно поставить, например, крупные 31-е колеса. Чтобы поставить их на Ниву придется делать лифт подвески. Это очень дорогое занятие и сильно влияет на комфорт.
Задняя часть
По задней части особо рассказывать нечего. Разве что, доступ к багажному отсеку у этих моделей реализован по-разному.
У Нивы нужно потянуть дверь задка вверх. Багажник имеет скромный объем – 265 литров. У УАЗика дверь открывается как у нынешней Нивы Тревел справа налево. В комментариях напишите, как по-вашему какое решение более практичное.
Багажник тоже не особо большой. Но при желании можно сложить спинки заднего ряда сидений. В обоих случаях объема уже будет более, чем достаточно.
Салон УАЗа
Первое, что бросается в глаза – отсутствие как таковой привычной панели приборов.
Вместо этого металлический щиток, в который врезаны измерительные приборы и указатели. Выглядит все довольно архаично, зато дешево и сердито. Также отсутствуют привычные карты дверей. Вместо них установлены тканевые вставки.
Из плюсов я бы отметил высокую посадку. Сидишь высоко, обзорность по всем направлениям прекрасная. Салон очень просторный, много места.
Над головой тоже большой запас. Из минусов я бы отметил сдвижные окна. Как бы их не сдвигал, ветер в салон все равно не задувает, и летом очень жарко.
Поскольку кузов УАЗа модульный, рамки и ветровое стекло съемные, везде есть внушительные щели, через которые задувает ветер. В дождливую погоду сюда стабильно заливается вода, что максимально неприятно. Но мы говорим про армейский автомобиль, и здесь все сделано по-спартански.
5 важных процедур на Ладе Гранте перед морозами
После того как пересаживаешься в Ниву салон воспринимается как мир роскоши и комфорта. Он меньше по всем направлениям. Это минус в плане практичности. Зато он выглядит более аккуратно и цивилизованно.
Да и приятных опций в Ниве можно отметить больше. Есть электрические стеклоподъемники, подогревы сидений, кондиционер.
Появился нормальный отопитель с четырьмя скоростями вентилятора. Раньше их было только две: первая – громкая, вторая – безумно громкая, от которой через 10 минут начинали болеть уши. Сейчас в этом плане полный порядок.
Как установить на Ладу Гранту сигнал дудки с компрессором
Салон выполнен из максимально бюджетных простых отделочных материалов. Но в целом выглядит неплохо. Если бы еще АвтоВАЗ наконец-то заменил старый руль и убрал советские переключатели, то было бы вполне симпатично.
А сейчас замерим уровни шума в этих автомобилях. Начнем с УАЗика. Двигатель прогрет, все потребители выключены, смотрим на показания. В среднем 56 децибел.
Перемещаемся в салон Нивы. Условия такие же. Смотрим на показания прибора, в среднем получается где-то 51 децибел.
То есть, в салоне Нивы на 5 децибел тише, чем в УАЗе.
Как ведет себя Нива во время движения, я думаю, особого смысла рассказывать нет. Все знают, что это за автомобиль. Из плюсов я бы отметил очень классную подвеску, которая работает одинаково хорошо на любой дороге. Из минусов – та самая визитная карточка Нивы, а именно воющая раздатка. Если она когда-нибудь все-таки избавится от своего шума, то это уже будет явно не Нива.
Как установить уплотнитель порогов дверей Лады Гранты
Ощущения от езды в УАЗике после Нивы совершенно разные. Во-первых, здесь сидишь гораздо выше, поэтому ощущаешь себя иначе. У руля ощущается большой люфт, он ярко выражен. Это особенность автомобилей семейства УАЗ.
По шумоизоляции ситуация в Ниве немного лучше. А главный плюс УАЗа – это двигатель. Управление тягой более приятное, подхват ощущается гораздо лучше.
Как бы там ни было, эти автомобили доказали, что те принципы автомобилестроения, заложенные еще в СССР, актуальны и востребованы до сих пор. А именно, простота конструкции, обслуживания, высокая проходимость.
Конечно, они состарились. Но я бы не сказал, что устарели, так как продолжают пользоваться популярностью. Нива вообще входит в ТОП-5 самых продаваемых автомобилей на нашем рынке. Многие технические решения этих моделей уже очень устарели. Можно во многие места тыкнуть пальцем и осудить. Но оба автомобиля – весомая часть нашей автомобильной истории. Они такие, какие есть. Судя по всему, они с нами будут еще очень долго.
Оформление полиса ОСАГО. Выгодные условия, официальное оформление. Проверка по базам РСА. Проверка истории автомобиля перед покупкой. Обращаться vuem@yandex.ru.