Со времени изобретения первого автомобиля в 1886 году ученые постоянно работают над усовершенствованием топлива для двигателей внутреннего сгорания. Результаты есть – это, несомненно. И хотя теперь заправиться хорошим топливом очень легко, некоторые люди умудряются создать себе массу проблем, выискивая горючее подешевле. Что будет, если залил плохой бензин?
Как отличить хорошее топливо от плохого
Если у вас нет возможности прямо сейчас отвезти пробы в сертифицированную лабораторию, отличить хорошее топливо можно только по ощущениям от работы двигателя на ходу. Разве что в некоторых случаях совсем уж суррогат выдаст себя резким химическим запахом.
Рывки при движении
Итак, после очередной заправки вам не нравится, как едет ваша машина. В чем это иногда проявляется? В жару на некачественном бензине чаще возникают подергивания и рывки при наборе скорости. Может иметь место затрудненный долгий пуск горячего двигателя. Виной тому вскипание разогретого бензина внутри топливных магистралей.
Если у вас инжекторный мотор, то паровые пробки могут формироваться в топливной рампе. На карбюраторном двигателе кипящий бензин блокирует работу бензонасоса. Причиной образования паровых пробок является избыток легких летучих веществ, то есть, неверно подобранный фракционный состав бензина.
Детонация
Другая тема – недостаточная стойкость бензина к ненормальному взрывному сгоранию. Фактически это низкое октановое число. Замечу, сейчас практически все моторы, за исключением самых древних оснащены датчиками детонации. Если плохой бензин под нагрузкой начинает не мягко воспламеняться, а натурально взрываться, то по команде датчика блок управления двигателем автоматически сдвинет и сделает момент зажигания смеси гораздо более поздним.
Водитель в этом случае обычно говорит так: «Машина не едет, как будто сзади ее кто-то придерживает».
Повышенный расход топлива
Другая неприятность – увеличившийся расход бензина. Вот вам и признаки плохого качества топлива. Кстати, все выше сказанное относится и к дизельному топливу. Ведь на современных дизельных моторах уже не октановое, как у бензина, а так называемое цетановое число тоже играет важную роль в предотвращении вредной опасной детонации.
Примеры
Недавно с мастером диагностики на ходу проверяли параметры микроавтобуса Мерседес Бенц Вита. Жалоба клиента – автомобиль вдруг стал хуже разгоняться. Все показатели машины и двигателя в целом оказались в норме. А вот ухудшение показателя крутящего момента скорее всего произошло из-за заправки некондиционным топливом.
Раз уж речь зашла о дизелях, то стоит отметить крайне высокую чувствительность к качеству топлива моторов, которые оснащены впрыском мочевины в выпускной коллектор. Даже если вы об этом не слышали, но может быть видели, что на АЗС продаются канистры с надписью «AdBlue».
За последний месяц к нам с трассы в ремонт заезжали 2 внедорожника, у которых нарушилась работа системы снижения токсичности отработанных газов. На приборном щитке надпись: «Мне плохо, дальше ехать не хочу, а через 150 км вообще откажусь работать». Причина все та же – плохое некачественное топливо с высоким содержанием серы.
Хотите еще свежий пример? На этой неделе отдаю на настройку мотора старенький ВАЗ-2108. Мой друг известный автоспортсмен и талантливый инженер после проверки на стенде фиксирует заметное падение крутящего момента и мощности при полностью открытом дросселе.
Должной тяги нет, поскольку не хватает давления в топливной рампе. Похоже, что прежний хозяин «восьмерки» заправлялся где придется, не особенно задумываясь о последствиях. Как результат – грязь в топливном баке и изношенный бензонасос. Мало того, после заправки элитного 100 бензина с отличными моющими свойствами, часть застарелых отложений в топливной системе откисла и забила собой распылители форсунок.
В итоге ощущения те же – машина не едет, мотор не раскручивается и это, конечно же, напрягает ее владельца. Практика показывает, что последствия применения плохого некачественного бензина могут оказаться гораздо более серьезными.