10 причин стука двигателя автомобиля

Поговорим о стуках, доносящихся из двигателя автомобиля, их признаках, симптоматике, откуда они берутся, и как их правильно диагностировать. Каждый двигатель автомобиля обладает определенным сроком службы, по истечении которого нужен капитальный ремонт, либо замена крупных дорогостоящих узлов и агрегатов. Это связано с серьезными финансовыми затратами.

При этом в моторе появляются различные поломки. Может появиться стук, сизый, белый дым из выхлопной трубы, повыситься расход бензина, масла. Может произойти потеря мощности.

Что такое стук в двигателе

Это когда одна деталь ударяется о другую. Как следствие, возникают большие нагрузки в местах их ударов. Ударные нагрузки со временем разрушают соприкасающиеся поверхности. Сила удара зависит от величины зазора, поэтому с его расширением скорость износа повышается. Звук станет громче.

10 причин стука двигателя автомобиля. Как найти что стучит (подробно и по делу)

Например, при износе деталей ГРМ, которые сделаны из прочного материала, стук может не меняться долгое время. Но во время износа мягких элементов, которые соприкасаются с деталями из твердого материала, звук сразу усиливается.

Характеристика стуков

Как правило, хорошие специалисты выявляют посторонние шумы с помощью специального оборудования, которое называется стетоскопом.

Стуки можно разграничить по нескольким признакам:

 

  • тональность;
  • характер звука;
  • локализация звука (откуда он исходит).

Если говорить о тональности, то это косвенный признаком для выявления причин поломки. Один и тот же звук может проявляться на разных моторах по-разному. Например, на каком-нибудь полуторалитровом корейском моторе стук коренных подшипников коленчатого вала может звучать по одному, а на трехлитровом бензиновом немецком двигателе по-другому.

Если говорить о диагностировании по характеру стука в силовом агрегате, то здесь можно выявить постоянный стук – периодическое постукивание. В последнем случае я имею ввиду неравномерные удары. Чем больше обороты двигателя, тем быстрее крутится коленвал, большей интенсивностью будет проявляться стук. Частота вращения может совпадать, так и отличаться от нее.

Звук может отличаться по интенсивности в зависимости от режима работы мотора. Когда вы даете газу, обороты повышаются, и стук может усиливаться. Когда машина работает на холостом ходу этот звук может становиться тише.

Условия диагностики стуков

Необходимо учитывать условия, в которых находится ваша машина, время его диагностики. Холодное время года или лето, прогрет автомобиль, или вы диагностируете его холодным. Бывают ситуации, когда вы заводите машину на холодную, особенно зимой, слышны какие-то страшные штуки. По мере прогрева они становятся все тише.

Когда машина вышла на рабочую температуру, звуки либо вообще стихают полностью, либо их практически не слышно. Но бывают обратные ситуации. В первом случае у вас еще есть время покататься и попробовать продиагностировать самому, либо доехать до ближайшего автосервиса.

Стуки на горячую

10 причин стука двигателя автомобиля. Как найти что стучит (подробно и по делу)

Когда стуков на холодную нет, и мотор шепчет нормально, а по мере прогрева они начинают проявляться, я бы рекомендовал посетить ближайший автосервис. Самое очевидное, что приходит в голову: масло на холодную густое, и поначалу оно работает как демпфер, заполняя зазоры. В результате стуки не проявляются.

По мере того, как масло прогревается и становится менее густым зазоры стучащим парам проще прожать. Стуки могут вылезать наружу. В этом случае в обязательном порядке нужно ехать в автосервис.

Почему мотор на холодную стучит, а на горячую нет

Почему на холодную, особенно зимой, двигатель шумит, а после прогрева шумы и стуки пропадают? У двигателя есть естественный износ деталей. По мере прогрева металл расширяется, и зазоры принимают нормальное значение. Шум полностью исчезает.

Чаще всего стук в двигателе на холодную, особенно в зимнее время связано с увеличенным зазором между стенкой цилиндра и поршнем.

Во-первых, происходит это из-за того, что у гильзы присутствует естественный износ. Расстояние между поршнем и цилиндром увеличивается.

Во-вторых, поршни сделаны из алюминия. По мере прогрева этот материал быстро расширяется, и звук через 2-3 минуты прогрева двигателя исчезает.

Почему гремит цепь

10 причин стука двигателя автомобиля. Как найти что стучит (подробно и по делу)

Кроме того, на холодную может греметь цепь ГРМ. На системах с гидронатяжением цепи давление масла не сразу поступает к деталям. По этой же причине могут щелкать гидрокомпенсаторы. Оба звука при нагревании мотора исчезают. Но гидрокомпенсаторы могут щелкать и на горячую. В этом случае они должны быть заменены.

Что стучит на горячую

Бывает и обратная ситуация, когда на холодную машина работает ровно и тихо, а после прогрева начинают вылезать посторонние шумы и стуки. В этом случае владельцу такого автомобиля можно только посочувствовать. Ремонт каждой из подобных поломок обходится в копеечку.

Стук на горячую в основном появляется в коренных, шатунных подшипниках, когда треснул поршневой палец, либо юбка поршня.

Также необходимо выяснить еще 2 вещи:

  1. Усиливается ли стук при увеличении нагрузки.
  2. Прогрессирует ли он во времени.

Если да, то изношены подшипники коленвала. Стук может появляться, если вы заправились некачественным бензином.

Здесь есть 2 пути решения:

  1. Доедьте до нормальной заправки и залейте бензин с более высоким октановым числом. Топливо перемешается, и проблема исчезнет.
  2. Доезжаете до автомобильного магазина, покупаете присадку, которая повышает детонационную стойкость бензина и заливаете ее.

Стуки на холостом ходу

Двигатель также может издавать посторонние шумы, работая только в режиме холостого хода. Зачастую такая симптоматика не свидетельствует о какой-то серьезной поломке в двигателе. Откройте капот, заведите машину, обратите внимание на навесное оборудование. Может задевать шкив генератора, раскрутиться шкив коленвала. Кожух ГРМ тоже может немного стучать о металлические части.

Защита картера может немного примяться из-за сугроба и бить по глушителю или нижней части двигателя. Если стуки слышны только на холостом ходу, и при этом не проявляется другая симптоматика (подтекание масла, наличие смазки в антифризе, эмульсия в масле, сизый дым), то вероятность того, что с двигателем случилась серьезная поломка очень мала. Дайте газу: стук должен проявляться на высоких оборотах.

Ищем место стука

Предлагаю систематизировать информацию и придать локализацию симптомам, о которых шла речь.

Детонация

Это звонкий металлический лязг, который увеличивается под нагрузкой двигателя. Главная причина – некачественное топливо.

Стучат клапана

10 причин стука двигателя автомобиля. Как найти что стучит (подробно и по делу)

Звук, который доносится с верхней части мотора. Учащается при повышении оборотов, не зависит от степени нагрузки и прогрева мотора.

Гидрокомпенсаторы

Приглушенные щелчки в верхней части двигателя. Пропадают при прогреве или перегазовках.

Стук от распредвала

Приглушенный стук, доносящийся сверху. Его частота в два раза меньше, чем обороты двигателя.

Коленвал

Проявляется более глухим стуком, доносящимся снизу двигателя. Лучше слышно на холодную, хуже на прогретом двигателе, но не исчезает.

Пальцы поршней

Звонкий стук прогретого силового агрегата при резком нажатии на педаль газа. Область локализации – середина мотора, блок цилиндров.

Вкладыши шатунов

Приглушенные звуки в нижней части силового агрегата. Проявляются при резком сбросе газа с высоких оборотов.

Поршни

Глухой стук в центре мотора, иногда со щелчками. При нагревании немного стихает за счет температурного расширения металла.

Шкив коленвала

Глухой стук снизу. Сопровождается течью масла.

Привод маслонасоса

Звонкий стук, ускоряется при повышении оборотов. Не зависит от температуры. Симптомы похожи на неисправности клапанов, но звук доносится с того места, где установлен масляный насос.

10 причин стука двигателя автомобиля. Как найти что стучит (подробно и по делу)

Если вы не являетесь крутым мастером или асом по ремонту двигателей внутреннего сгорания, то не следует заниматься диагностикой. Последствия могут быть очень печальные. Даже сами мастера зачастую по стуку не всегда могут определить причину поломки. Требуется разборка двигателя, дефектовка деталей. Лучше доверьтесь хорошим мастерам.

Если информация вам понравилась, напишите приятный комментарий. Если вам есть что добавить, так же напишите об этом. Тогда другие люди прочитают и узнают что-то новое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *