8 мифов про вариаторы и 1 настоящий недостаток

Вариаторные трансмиссии стали популярными только в последние 10 лет. Поэтому даже опытные водители не всегда могут объяснить его принцип действия. От незнания возникают заблуждения, мифы и вредные рекомендации. Рассмотрим 8 неверных толкований и 1 реальный недостаток вариаторов.

1. Не нужно менять масло

То, что заливается в вариатор, не масло, а специальная жидкость с определенными свойствами. Да, смазка в ней есть, но это не главная составляющая часть. Например, вариаторная жидкость под давлением повышает трение ремня с конусом. Обычное трансмиссионное масло на такое не способно.

В классических автоматических коробках передач больше изнашиваются фрикционные накладки, которые изготовлены не из металла. В вариаторе износу подлежат ремень и стальной конус. Металлическая пыль не дает нормально работать клапанам. Она способна нарушить работу автоматики узла из-за снижения давления жидкости. Поэтому нужно обязательно менять жидкость 1 раз в 60 тысяч км, а также фильтр.

2. Используется ремень

Во многих конструкциях на самом деле установлен ремень, который состоит из стальных пластин, закрепленных лентой. Но другие производители применяют цепь, которая похожа на приводную для ГРМ двигателя. Вращающий момент передается торцами металлических стержней, которые фиксируют пластины. Такая конструкция называется цепным вариатором. Например, такие установлены на автомобилях Ауди и Субару.

цепной вариатор ауди субару

Такое устройство позволяет передавать больший крутящий момент, по сравнению с ремнем.

3. Нет гидротрансформатора

На всех вариаторных автомобилях, которые можно купить в России, есть гидротрансформатор. От двигателя крутящий момент передается на гидротрансформатор, как и на настоящем автомате. Проскальзывание происходит именно в нем, когда мы стоим на светофоре, а рукоятка АКПП в положении «драйв».

Существуют разные конструкции вариаторов, в том числе такие, в которых не было гидротрансформатора, а только «мокрое» сцепление. Они устанавливались ранее в Японии для своего потребителя.

4. На круиз-контроле постоянное передаточное число

Это не так. При движении с одной скоростью дорога может иметь спуски и подъемы. На них передаточное отношение может изменяться путем повышения или понижения оборотов. На классическом автомате в таких случаях обороты двигателя не меняются, но положение дроссельной заслонки корректируется.

5. Автомобиль вяло разгоняется

Вариатор способен обеспечить очень быстрый разгон при условии достаточной мощности двигателя. Но для этого нужно нажимать на газ до упора. В режиме кик даун мотор быстро развивает обороты по максимуму. Последующий разгон обеспечивается с помощью изменяемого передаточного отношения. Это наиболее эффективное ускорение движения. Другие виды КПП с таким же двигателем дадут меньший эффект при разгоне.

С другой стороны, вой от двигателя происходит в одном тоне, что создает иллюзию слишком медленного разгона. Поэтому многие водители заблуждаются.

6. Не выехать из грязи или сугроба раскачкой

Вариатор дает возможность быстро переключаться с передней скорости на заднюю и наоборот. Новые модели, например, на Тойота РАВ4, оснащены механической первой передачей, что упрощает раскачку. В этом случае переключение происходит, минуя вариатор.

7. Не имеет ступеней

Ответ неоднозначный, могут быть разные конструкции, оснащенные ремнем и 2-ступенчатым редуктором. Первый раз он появился на автомобиле Ниссан Жук, а теперь устанавливается и на Ладе Весте. Его изготавливает японская фирма Джатко (Jatco) с маркировкой JF015E.

Вопрос в том, что 50% скоростного диапазона вариатор создает на 1 передаче. После переключения на вторую, снова работает в своем интервале. Поэтому можно сказать, что у данного вариатора 2 передачи. Но многие аналогичные трансмиссии имитируют 5 скоростей с помощью электронного блока управления. Эти передачи называют виртуальными.

вариатор с механической передачей тойота

На новом вариаторе от автоконцерна Тойота модели Direct Shift-CVT применяется механическая первая передача, затем вступает в работу ремень с конусами.

8. Часто ломается, невозможно ремонтировать

Это самое популярное заблуждение о вариаторах. Но практика и автомобили с большими пробегами опровергают его. Многие вариаторы способны отходить 150 тысяч км и более. Неисправности могут появиться у любителей погонять.

Вариаторная трансмиссия дольше служит при спокойной езде без резких разгонов. В ней нужно своевременно заменять рабочую жидкость. Тогда вариатор не будет уступать классическому автомату по надежности и долговечности.

Также нужно чистить радиаторы, а в морозы рекомендуется прогревать двигатель и вариатор. В месте соприкосновения ремня и конуса жидкость будет нормально работать лишь при рабочей температуре. В противном случае ремень будет проскальзывать, что создаст задиры рабочих поверхностей.

Например, вариатор стал показывать признаки износа. Чувствуются рывки во время езды, нестабильный разгон, скрежет, поведение изменилось. Ремонт на начальном этапе неисправностей может быть недорогим. Конечно, ремонтировать вариатор – дело дорогое, но чаще всего можно уложиться в сумму 50 тысяч рублей.

Сюда входит замена конусов, ремня, подшипников, шлифовка, ревизия клапана насоса. Классический автомат в ремонте обычно оказывается дешевле.

А теперь про недостаток

Это обычное ограничение, касающееся гражданских автомобилей, а не гоночных болидов. Если со светофора трогаться с места очень резко, не прогревать вариатор, то на рабочих поверхностях ремня и конусов появятся задиры. Агрегат прослужит в таком режиме не более 20 тысяч км. Никакая особая жидкость не убережет от этого.

Вариатор подходит для комфортной езды, а не агрессивного вождения. Хотите погонять – садитесь на гоночный автомобиль и ездите по специальной дороге. В скором будущем вариаторы будут ставить на большую часть автомобилей. Поэтому вовремя обслуживайте его, меняйте жидкость – тогда вариатор будет служить верой и правдой.

Плюсы и минусы вариаторной трансмиссии Лады Весты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.