Бесступенчатая автоматическая трансмиссия – принципиально новая для Лады коробка передач. Что мы о ней знаем?
Во-первых, разберемся с терминологией. В народе и СМИ эту коробку уже окрестили как вариатор или CVT. Однако современный агрегат технически не так прост, чтобы его можно было обозначить единственным термином.
Здесь работает как клиноременная передача (вариатор), так и 2-ступенчатый планетарный редуктор с шестернями. А еще гидротрансформатор. Учитывая это сочетание, мы и называем эту коробку бесступенчатой АКПП.
Особенности конструкции
В этой коробке кроме клиноременной передачи с мощным стальным ремнем работает 2-ступенчатый планетарный редуктор.
Такое сочетание технологий позволило сделать коробку компактнее и на 13% легче, чем прошлые образцы.
Такая конструкция повышает динамику автомобиля, не боится морозов, буксования, больших нагрузок. А кроме того, обеспечивает высокую топливную экономичность. Механизм КПП облегчает и такой нагруженный режим, как переключение на заднюю передачу и снова вперед.
Теперь за этот вопрос отвечает особая муфта с управлением электроникой. Она выравнивает угловую скорость валов, и задняя передача включается плавно.
Надежность
Надежная работа обеспечивается самой конструкцией коробки передач. Использование 2-ступенчатого планетарного редуктора обеспечивает хорошую тягу при одновременном уменьшении диаметров шкивов. Это позволило сразу на 30% уменьшить сопротивление при перемешивании смазки. Особенно это важно зимой, когда масло густое.
Наконец, такое устройство исключает опасные моменты – контакты ремня и конусов возле края. Там ремень может сорваться в скольжение. Все эти сложные слова означают, что коробка просто бережет себя от негативных последствий для работы в мороз, жару, рваного темпа движения.
Интересный нюанс: система охлаждения трансмиссии выведена в один контур с двигателем. У них единый мощный радиатор.
Это означает эффективное поддержание рабочей температуры трансмиссии в любой мороз или жару.
Эффективность и экономичность
Тут все просто: замерили расход топлива у нескольких версий Лада Икс Рей Кросс с механикой и у автомобиля с бесступенчатой трансмиссией. Автомобиль с двумя педалями потратил на 100 км смешанного режима 7.3 литра. Машина на механике израсходовала около 7.5 литров. Получается, что расход топлива практически идентичен. Но все же у автомобиля с вариатором Джатко чуть меньше.
Адаптация к российским условиям
Практичность японского вариатора доказана временем использованием на многих японских и французских автомобилях. При адаптации к моделям Лада сделали новые настройки ЭБУ коробки. Под каждую модель электроника настраивается отдельно для достижения оптимальных параметров экономичности, надежности и комфорта.
Во время испытаний несколько автомобилей проехали в сумме 1000000 км по российским дорогам. В результате двигатель настроили оптимальным образом для совместной работы с японским вариатором. Это хорошо известный силовой агрегат компании Ниссан объемом 1.6 литра с алюминиевым блоком, фазовращателем на впуске и цепным приводом ГРМ.
Принцип работы
У машины с новой АКПП две педали – газ и тормоз. Автоматический режим отмечен буквой D на селекторе и дисплее БК. Также есть и ручной режим с 6 виртуальными передачами.
Мануальный режим подходит для:
- быстрого обгона;
- движения по бездорожью;
- буксировки прицепа;
- торможения двигателем;
- личного желания.
В общем все понятно и удобно.
Комфорт и динамика
Машина с бесступенчатой коробкой передач разгоняется плавно и легко. Ускорение происходит без рывков, которые можно почувствовать на других типах АКПП, включая новейшие селективные роботы с двумя сцеплениями.
Ради комфорта все и затевалось. Главный уверенный разгон – это качество востребовано у водителей всех возрастов и любого стажа. Плавность хода создается гидротрансформатором, который работает как сцепление, и клиноременной передачей. Она сама плавная, а в нашем случае еще и смягчает снижение тяги во время переключений в редукторе.
Отдельно поговорим про акустический комфорт. Настройки бесступенчатой коробки удерживают обороты мотора на небольшом уровне. Двигатель почти не издает шума, а водители и пассажир чувствуют себя комфортно. На автомобиле с таким видом КПП удобно ездить по городу и трассе.
Как автомобиль преодолевает легкое бездорожье? Он мягко движется от ползущего режима до преодоления неровностей дороги.
Ресурс
Такой вариатор уже 10 лет используется на автомобилях Рено, Ниссан и других модели. Это означает жизнеспособность трансмиссии. Но инженерам как всегда нужно все проверить. Поэтому по специальной методике группа автомобилей Лада Веста и Икс Рей Кросс прошла дорожные тесты пробегом 1 млн км.
Речь о движении с полной нагрузкой по разным типам дорог. Гарантийный пробег был несколько раз преодолен с хорошим запасом, чтобы в дальнейшем не было проблем в эксплуатации.
Техническое обслуживание
Бесступенчатая трансмиссия не требует специального планового обслуживания. Масло в ней рассчитано на весь период эксплуатации. Все-таки это Джатко – чистокровный японский агрегат. Замена масла нужна лишь при разборке трансмиссии. Плановое обслуживание сводится к контролю уровня смазки при регламентных ТО.
Возможности автомобиля
Компактность вариатора позволила спокойно и просто его разместить в моторном отсеке.
Есть и принципиальное улучшение в автомобиле. Например, внедрена промежуточная опора правого привода колеса.
Теперь оба привода одинаковой длины, что исключает риск «рыскания» или увода машины при динамичном разгоне. Остальные технические характеристики остались прежними, даже дорожный просвет – 215 мм. На Lada XRay Cross это самая большая величина среди серийных машин АвтоВАЗа.
Обратите внимание, насколько надежно коробка и двигатель защищены мощным подрамником.
Будучи утопленными в его периметр, они надежно застрахованы от повреждений при переезде больших неровностей.
Заключение
Автоматические коробки передач триумфально идут по жизни. На российском авторынке они заняли почти 60%. Водители хотят совсем немного – комфорта, экономичности, уверенной езды. Оптимальное сочетание этих свойств в бесступенчатой автоматической коробке для автомобилей Лада. Попробуйте и убедитесь сами.
Читайте также: