Как работает адсорбер Лады Весты

 

Поговорим, для чего нужны адсорберы на автомобилях, принцип работы. Пересмотрел много видео и прочитал сайтов. Понял, что многие авторы, которые про них рассказывают, плохо понимают устройство и принцип работы адсорбера, либо заблуждаются в этом вопросе. Надеюсь, что мне удалось разобраться, поэтому объясню вам.

Для чего нужна вентиляция бака

В любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, есть топливный бак. В нем хранится топливо (бензин). Любой топливный бак должен иметь вентиляцию, так как он не может быть герметичным.

Для этого есть 2 причины:

  1. Бензин сильно испаряется, и его пары создают высокое давление. Чем выше температура топлива и окружающей среды, тем выше давление могут создавать пары бензина. Летом в жару при герметично закрытом баке может возникнуть высокое давление. Оно способно повредить топливный бак.
  2. Бензонасос, который откачивает топливо, создает в баке сильное разрежение. Если бак будет также герметичным, то он сомнется вовнутрь, деформируется.

Чтобы всего этого не было, в баках предусматривают систему вентиляции. Первым моим автомобилем был ВАЗ-21013 «копейка», в котором система вентиляции бака была реализована просто. В верхней части бака был вварен небольшой штуцер, на который надет шланг. Он выходил в районе топливно-заливной горловины. Через этот шланг осуществлялась связь бака с атмосферой, выравнивалось давление.

Если топливо испаряется, то оно выходит наружу через этот шланг. Если в баке происходит разрежение, то через шланг засасывается воздух. Также работает отверстие в крышке бензобака, выполняет такую же функцию. Система хорошо себя зарекомендовала, отлично работала.

Со временем экологи начали бить тревогу, что пары топлива наносят вред экологии. Понятно, что в масштабах одного автомобиля ничего страшного не происходит. Но автомобилей становится с каждым годом больше, в мире их насчитывается больше 1 миллиарда. Поэтому в масштабах планеты наносится вред.

Постепенно начали вводить экологические нормы для автомобильного транспорта. Автопроизводители обязаны их придерживаться, иначе они не смогут продавать машины. Если в стране разрешена продажа автотранспорта только с эко нормами 5 класса, то заводы не смогут продавать машины с нормами 4 класса.

Зачем нужен адсорбер

Начиная с Евро-2, на вазовских моделях изменили систему вентиляции топливного бака. На других автомобилях дела обстоят примерно также. С подачей топлива в бак проблем не возникает (трубка или отверстие в пробке с клапаном). Через пробку воздух может попадать вовнутрь, обратно нет. Стоит обратный клапан, и при увеличении давления в баке, он закрывается. Пары бензина не выходят.

Когда давление снижается, клапан открывается, воздух спокойно проходит в бак. Если рассматривать конкретно Ладу Весту, то рядом с заливной горловиной есть пластиковая трубка.

заливная горловина с вентиляцией веста

Это как раз и есть связь с атмосферой, там установлен обратный клапан, через который воздух заходит в бак. С удалением паров из бензобака дело обстоит сложнее. Бензин испаряется постоянно, независимо от того, работает двигатель или нет. Поэтому очистка паров топлива должна происходить постоянно. Для этого на автомобилях решили применять адсорберы.

Это не является новшеством или изобретением. Такие устройства широко используются в промышленности. Их применяют для очистки газов. По такому же принципу решили очищать пары топлива.

Как устроен адсорбер

Если коротко сказать, то это многоразовый химический фильтр. Название пошло от процесса, который в нем происходит – адсорбция. Это поглощение одного вещества поверхностью другого. Вещество, которое поглощает, называется адсорбентом.

В нашем случае в автомобильных адсорберах в качестве адсорбента выступает активированный уголь. У него высокая удельная площадь поверхности, пористость. Если можно было бы развернуть активированный уголь, то 1 его грамм способен покрыть площадь до 2000 кв. метров.

Как работает адсорбер

Его работу можно разделить на 2 этапа:

  1. Фильтрация паров топлива. Они поступают в адсорбер, который устроен по принципу бытового фильтра. Проходят через активированный уголь и через выводной патрубок выходят в атмосферу. Вредные вещества задерживаются, а безвредные выбрасываются в атмосферу. Этот процесс происходит постоянно. Автомобиль стоит ночью, а адсорбер продолжает работать.
  2. У адсорбера, по сравнению с обычными фильтрами, есть огромное преимущество. При определенных условиях он может очищаться. Активированный уголь может обратно отдавать пары топлива. Для этого предусмотрен клапан продувки адсорбера, который соединен клапаном со впускным коллектором. В шланге создается разрежение, когда двигатель работает. В тот момент, когда подается сигнал на клапан адсорбера, он открывается, и создается разрежение.

Клапан работает от импульсных сигналов, закрывается и открывается. В адсорбере давление постоянно меняется, воздух поступает толчками.

Что при этом происходит? Когда открывается клапан адсорбера, то создается разрежение. Воздух через выпускной патрубок, из которого выходили остатки паров топлива, наоборот засасывается в адсорбер. Далее воздух проходит через активированный уголь, забирает молекулы паров топлива и поступает во впускной коллектор и камеру сгорания.

Для чего нужны импульсы

Это сделано, чтобы хорошо продувался сам адсорбер. Получаются микроудары воздуха, которые выбивают из угля вредные вещества. В этот момент происходит процесс десорбции и очищения. В корпусе адсорбера не скапливается много топлива, а только его молекулы. Экономии топлива в этом процессе нет, он служит только для экологии.

Как сделано на Ладе Весте

На Ладе Весте клапан адсорбера вынесен. На мой взгляд место его установки выбрано неудачное – рядом с моторным щитом.

принцип работы адсорбера

Работает он громко, что хорошо слышно в салоне. Непонятно, почему так сделали, если кто-то знает, напишите.

В автомобиле Лада Икс Рей клапан адсорбера стоит далеко от моторного щита. Поэтому в салоне его не слышно. Мне этот звук не очень нравится, но ничего критичного не вижу. Если в салоне включена вентиляция, музыка, то его не слышно. Но лучше, если бы его не было.

В следующем обзоре расскажу, как я избавился от неприятного звука, исходящего от клапана адсорбера.

Комментарии 1

  • Ничего про сам адсорбер. Задолбали клапаном, ему посвящены все статьи при запросе про собственно сам АДСОРБЕР! Где установлен, какие неисправности, как починить. От него не только клапан может бесить, от его неисправности может бак лопнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *