Обслуживание тормозной системы автомобилей ВАЗ

Тормоза в автомобиле – важная функция, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров. Поэтому обслуживание тормозной системы необходимо проводить тщательно и правильно. Рассмотрим эту непростую процедуру на примере переднеприводных автомобилей ВАЗ, а именно, модели 2109. Все операции аналогичны другим маркам «жигулей». Поэтому запомнив предлагаемые действия, можно легко использовать знания для других машин.

Замена жидкости в тормозной системе

обслуживание тормозной системы

Проводите эту процедуру вместе с помощником. Для этой работы потребуются:

 

  • тормозная жидкость Томь или Роса;
  • тонкий шланг;
  • прозрачная емкость на 0,5 литра;
  • гаечный ключ размером 8 мм;
  • ветошь.

Тормозную жидкость рекомендуется заменять раз в три года. Храните ее в закрытой емкости, так как она впитывает влагу из воздуха.

При работе будьте осторожны, тормозная жидкость ядовита! Кроме того, нельзя допускать попадание ее на кузов, провода, пластмассу. Используйте для этого ветошь.

Если задняя часть автомобиля поднята, то регулятор давления заблокирован, для его разблокировки вставьте какой-нибудь предмет между шариком и пластиной, но не забудьте вытащить его по окончании работ.

Порядок замены жидкости:

  1. Откройте крышку бачка с жидкостью, не допуская капания жидкости с поплавка.
  2. Снимите резиновую заглушку с клапана воздуха на заднем правом механизме тормоза, наденьте шланг на клапан, поместите конец шланга в емкость.
  3. Ослабьте клапан, нажмите на педаль тормоза и держите ее, при этом следите чтобы в бачке жидкость не кончалась, доливайте ее, когда жидкость перестанет течь, затяните клапан.
  4. Отпустите педаль и снова нажмите до конца, держите так. Ослабьте клапан. Такие операции делайте до тех пор, пока жидкость не будет вытекать чистая и прозрачная. Затяните клапан, наденьте резиновую заглушку.
  5. Точно также проделайте с левым передним, левым задним и правым передним колесом.
  6. Проверьте, нет ли воздуха в тормозной системе. Для этого несколько раз нажмите на педаль.

Усилие на педали тормоза должно быть всегда одинаковым, если нет, то нужно прокачать тормозную систему. Это делается по аналогии с заменой – также поочередно прокачивается каждое колесо. Долейте в бачок тормозную жидкость до максимума, закройте крышку.

Как заменить передние тормозные накладки

Для замены накладок вам необходимо иметь:

  • домкрат;
  • отвертку;
  • карандаш или маркер;
  • молоток;
  • упоры под колеса;
  • гаечные ключи на 13 и 17 мм;

Накладки подлежат замене если их толщина менее 2 мм. Перед заменой поставьте автомобиль на ручной тормоз, установите упоры под задние колеса. Для очистки тормозного механизма не применяйте бензин, растворители.

Попадание бензина, масла в тормозную систему грозит выходом ее из строя. В тормозных цилиндрах стоят резиновые детали из немаслостойкой резины. При разбухании от масла или бензина они выведут систему из строя, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Если вы решили менять накладки, то это нужно делать с обеих сторон машины. Не путайте между собой разные накладки, так как это приведет к неравномерному торможению. Если в бачке тормозная жидкость налита по верхней метке, то придется немного уменьшить объем. При установке новых накладок, которые больше по толщине, жидкости в бачке станет больше. Поэтому она будет выливаться через край.

Порядок замены

Чтобы не ошибиться и не совершить ошибки, действуйте в следующем порядке:

  1. Снимите переднее колесо.
  2. В тормозной скобе есть отверстие, через которое можно увидеть толщину накладок.
    обслуживание тормозной системы толщина накладок
  3. Вытащите из кронштейна шланг с резиновым уплотнителем.
    шланг с резиновым уплотнителем
  4. Отогните шайбу стопорную верхнего болта.
  5. Открутите его, придерживая ключом направляющий палец.
    открутить болт направляющего пальца
  6. Разверните скобу вниз.
    обслуживание тормозной системы
  7. Пометьте маркером накладку, если будете устанавливать ее снова.
    пометить накладку маркером
  8. Вытащите накладки и измерьте толщину. Если она менее 2 мм, замените детали. Если накладки отслоились от основания, имеют большие сколы, борозды, то они также подлежат замене.
  9. Проведите очистку скобы от ржавчины и грязи, но не повредите резиновый чехол цилиндра.
  10. Если планируете ставить новые накладки, вдавите поршень цилиндра, чтобы новые более толстые детали подошли по размеру. Для этого поставьте на место старые накладки и скобу разверните в исходное положение. Надавите монтажкой на внутреннюю накладку, опирайтесь на диск, вдавите поршень.
  11. Поставьте новые комплектующие. Пружинки должны быть параллельны верху. Если ставите старые детали, то не забудьте про маркировку.
    пружинки параллельны верху
  12. Поставьте скобу на место и затяните болт крепления.
  13. Зафиксируйте головку болта от проворачивания стопорной шайбой.
  14. Поставьте на место колесо, опустите с домкрата автомобиль.
  15. Нажмите несколько раз на педаль тормоза, чтобы поршень цилиндра занял рабочее положение.
  16. В бачок долейте, если это необходимо, тормозную жидкость.

После таких действий замену передних колодок можно считать оконченной. Но обслуживание тормозной системы еще нужно продолжать.

Проверка тормозов на эффективность

В правилах дорожного движения есть список неисправностей, когда запрещено эксплуатировать автомобиль. В пункте 1.1 сказано, что тормозной путь при однократном нажатии на тормоз при скорости 40 км/ч не должен быть более 12,2 метра. Проверку нужно производить на горизонтальной дороге, которая должна быть чистой и сухой. Покрытие — бетон или асфальт. Система тормозов должна быть полностью герметична. Количество тормозной жидкости – на максимальной отметке.

Порядок выполнения проверки эффективности:

  1. Разгонитесь на автомобиле до скорости 40 км/ч.
  2. Затормозите, нажав на педаль тормоза до конца, дождитесь пока автомобиль полностью остановится.
  3. Произведите замер тормозного пути. Если он оказался более 12,2 метров, то можете считать, что тормоза у вашего автомобиля работают неэффективно.
  4. Чтобы точнее определить эффективность, такие замеры делают, разгоняясь на автомобиле в противоположные стороны на одной и той же дороге.

Проверка герметичности

Чтобы затянуть крепление тормозных трубок, необходимо иметь специальный ключ.

спецключ для тормозных трубок

Порядок проверки на подтекание:

  1. Проведите осмотр тормозных трубок на предмет ржавчины и повреждений. Крепление трубок в держателях должно быть надежным. Если держатели сломаны, то они при вибрации могут повредить трубки.
  2. Также проверьте состояние тормозных шлангов. Если они имеют следы протирания, порывы, трещины или вздуваются при нажатии на педаль тормоза, то обязательно замените. Старайтесь не допускать, чтобы на шланги попадали масло или бензин. Менять шланги рекомендуется через 120 тысяч километров пробега или через 5 лет.
  3. Осмотрите соединения трубок и шлангов, если есть течь, то подтяните соединение спецключом. Если сами не смогли устранить течь жидкости, обратитесь в автосервис.
  4. Иногда на колесе изнутри может течь тормозная жидкость. В таком случае неисправен колесный тормозной цилиндр, который подлежит замене.
  5. Если имеются следы течи под бачком главного цилиндра, то нужно менять втулки бачка.

Перечисленные недостатки необходимо устранить, чтобы в пути быть уверенным в исправности своей машины.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

Этот узел тормозной системы рекомендуется проверять через каждые 45 тысяч километров пробега. Если вакуумный усилитель вышел из строя, то усилие на педали тормоза намного больше. Это плохо влияет на управляемость автомобиля, увеличивается расход бензина, так как воздух подсасывается в цилиндры двигателя.

Порядок проверки:

  1. Когда двигатель не работает, нажмите несколько раз на педаль тормоза.
  2. Держите нажатой педаль и запустите двигатель. Она должна податься вперед. Если педаль осталась на месте, то нужно проверить надежность соединения шланга с клапаном и впускным коллектором.
  3. При ослаблении хомута крепления шланга, подтяните его.
  4. Если шланг соединен с обратным клапаном неплотно, то его необходимо заменить. Снова проверьте работоспособность усилителя. Если результат не изменился, то вакуумный усилитель неисправен. Ремонтируется он только в специализированной мастерской.

Внимание! Не рекомендуется самостоятельно заниматься ремонтом вакуумного усилителя.

Как проверить регулятор давления (колдун)

Проверка регулятора давления должна проводиться через 30 тысяч километров пробега. Для этого необходим доступ к автомобилю снизу. Его устанавливают на подъемник, яму или эстакаду. Очистите колдун (регулятор давления) от грязи.

Как проверить привод колес, подвеску и рулевую рейку ВАЗ-2109.

Если он отрегулирован нормально, то во время торможения передние колеса начинают останавливаться раньше задних. Если это не так, то колдун считается неисправным или неправильно отрегулированным. Здесь нужна помощь специалистов автосервиса.

Порядок проверки колдуна:

  1. Осмотрите регулятор на предмет течи тормозной жидкости.
    осмотреть колдун на предмет течи
  2. Осмотрите заглушку, в нормальном положении она утоплена на 1-2 миллиметра.
    осмотреть заглушку колдуна
  3. Покачайте и пошевелите серьгой, люфта не должно быть.
    люфт в серьге
  4. Попросите кого-нибудь нажать на тормоз. Поршень колдуна в этом случае должен выдвинуться из корпуса на 1,5-2,5 мм, и сжать пружину, опираясь на рычаг.
  5. Если эти условия не выполняются, то регулятор давления (колдун) считается неисправным и требуется обращение в автосервис.

Об этих операциях многие водители забывают, и пренебрегают проверкой регулятора давления тормозов.

Регулировка свободного хода педали тормоза

Для этого нужно иметь пластину толщиной 3 мм. Для начала выключите массу. Двигатель должен быть заглушен. Нормальный свободный ход тормозной педали достигается перемещением выключателя стоп-сигнала (лягушки). Он должен составлять от 3 до 5 мм. Если ход педали тормоза меньше указанного, то колеса будут подтормаживать, а значит автомобиль будет плохо разгоняться. Если свободный ход больше, то труднее рассчитывать усилие нажатия на педаль.

Порядок регулировки:

  1. Легко нажмите на педаль тормоза до упора. При таком положении вставьте между лягушкой и педалью пластину 3 мм. Это и есть нормальное положение педали.
    лягушка тормоза
  2. Держа педаль в таком положении, ослабьте гайки лягушки, переместите ее до нужного положения. После окончания регулировки педаль должна упираться в лягушку при отпущенной педали. В таком положении закрепите лягушку гайками. Если таким методом не получилось отрегулировать свободный ход, обратитесь в автосервис.

Читайте: Почему не работает ручной тормоз.

В обзоре не описана замена задних тормозных колодок. О них пойдет речь в другой статье. Не забывайте проводить обслуживание тормозной системы на вашей машине. Это имеет важное значение для безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.