Чугунный или алюминиевый — какой блок двигателя выбрать

 

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал. Буду рассказывать очень подробно, такой информации я еще нигде не видел.

Но у нас появился дополнительный вопрос. В прошлой статье я писал, что у китайцев есть чугунные и алюминиевые блоки. Мне начали задавать вопросы: что лучше – алюминиевый или чугунный? Чугунный вечный, а алюминиевый пластилиновый, и брать его якобы не стоит.

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал.

Статья получится не маленькой. Но я постарался собрать много информации.

Не только в Китае такие блоки, но и у японцев, немцев, корейцев. Это применимо ко всем производителям. Мне реально интересно, что вы считаете лучше – чугунный или алюминиевый блок? Сейчас напишите в комментариях: «+ чугун», либо «+ алюминий». Можете указать причину.

Начнем с истории

Для тех людей, кто пишет, что чугунные блоки появились давно, а алюминиевые недавно, хочу сказать, что это произошло примерно одновременно. Еще братья Райт на своем первом самолете в 1902 году использовали двигатель с алюминиевым блоком. Он был 4-цилиндровым, легче чугунного.

Тогда самолеты были картонные, поднимали небольшой вес. С чугунным блоком он бы просто не взлетел.

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал.-2

На популярном автомобиле Лянча Лямбда V4 с двигателем 2.1 литра так же был алюминиевый блок двигателя.

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал.-3

Вообще, автомобиль по тому времени был прогрессивным. Он был легким, разгонялся до 109 км в час и продавался в больших количествах.

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал.-4

После второй мировой войны с 1945 года на Мазератти, Феррари, Альфа Ромео в большом количестве появились алюминиевые блоки моторов. Они делались по разным технологиям. В Советском Союзе также на ГАЗ-21А так же был двигатель с алюминиевым блоком.

После моего обзора про китайские моторы я получил много комментариев. Люди просят рассказать про двигатели Чери, Джили, Чанган и так далее. Все это будет, я уже начал собирать материал.-5

Запомните: в 1964 году на ЗМЗ-66/53 был алюминиевый блок двигателя, который изготавливался под давлением. Это была прогрессивная на тот момент технология.

Плюсы и минусы чугунных блоков

Сегодня поговорим про преимущества и недостатки чугунного блока двигателя. Но это не значит, что про алюминиевый мы забудем. Нет, про него вы узнаете в последующих постах.

Начнем с чугуна, который уже давно производится в больших объемах, чем алюминий (будет рассказано в последующих статьях). Если говорить про плюсы, то он дешевле примерно на 50%. Килограмм чугуна сейчас стоит 16 рублей, алюминия – 140.

Если блок из чугуна, то он весит примерно 60 кг и стоит 960 рублей сам металл. Если он сделан из алюминия, то вес будет меньше, например, 30 кг, то цена металла будет 4200 рублей.

Чугунный блок намного прочнее. Если взять кристаллическую решетку чугуна и алюминия, сравнить их прочность, текучесть, то чугунный блок будет выигрывать.

Тема про материалы изготовления блоков двигателей продолжается, и она будет очень интересной. Сегодня поговорим про преимущества и недостатки чугунного блока двигателя.

Поэтому стенки блока цилиндров, перегородки можно сделать тоньше. Блок из чугуна получится намного компактнее и прочнее.

Следующий плюс – устойчивость к перегреву. Если по какой-то причине вытечет масло, либо антифриз, то чугун может вам это простить. Двигатель не заклинит. Восстановили поддон, патрубки, залили антифриз, масло. Скорее всего с блоком ничего не случится. Алюминиевый блок, скорее всего, вам этого не простит.

Держит геометрию – это очень важное преимущество. Со временем цилиндр становится эллипсом. Поверхность блока может изменяться на алюминиевом блоке. На чугунном это исключено, он очень прочный. Все двигатели-миллионники были сделаны из чугуна.

Для турбированных моторов чугун подходит очень хорошо. Он выдерживает высокое давление. Алюминиевые цилиндры могут изменить форму и стать эллипсами. Либо поведет верхнюю поверхность блока.

Кроме того, чугун хорошо противостоит антифризу. Многие меняют антифриз через 150-200 тысяч, пока он не потемнеет. При этом алюминий быстро поддается разъеданию.

Дешевый ремонт. Чугун можно точить много раз. Меньше образуется царапин, задиров, так как материал очень жесткий и твердый. Был такой случай: один парень насмотрелся в Интернете полезных советов. Просверлил отверстие в электроде свечи. В итоге часть электрода отгорела, отломилась и упала в камеру сгорания.

Тема про материалы изготовления блоков двигателей продолжается, и она будет очень интересной. Сегодня поговорим про преимущества и недостатки чугунного блока двигателя.-2

С этим он и катался дальше. Потом приехал в сервис с неисправностью: в двигателе что-то стучит, скребет. С помощью эндоскопа обнаружили, что кусочек электрода свечи лежал на поршне. На удивление стенки цилиндра выдержали, были только мелкие царапины.

Пройдемся по минусам

Производство и транспортировка. Несмотря на то, что чугун намного дешевле, его производство намного сложнее. Для обработки алюминиевого блока нужны не слишком требовательные инструменты. Но попробуйте обработать чугун.

Также по весу: сравните, например, 10 штук чугунных и алюминиевых блоков двигателей. Поэтому транспортировка получается достаточно дорогой.

У чугуна сильная тепловая инерция. То есть, он греется дольше, но и охлаждается также долго. Если вы едете в пробке летом, чугун необходимо тщательно охлаждать. Для него нужно больше охлаждающей жидкости, более производительную помпу, радиатор. Зимой он медленнее разогревается. В таких машинах зимой прохладно.

Чугун тяжелее в 2 раза. Если взять двигатель объемом 1.5-1.6 литра, то блок будет весить примерно 60 кг, алюминиевый 30-40. Соответственно, лишний вес нужно куда-то девать. Если выдвинуть мотор вперед на край, то нос автомобиля получится очень тяжелым, а задок легким. Поэтому чугунный двигатель нужно смещать ближе к центру для более правильной развесовки. Идеально будет, когда 50 на 50.

Потребуются более мощные пружины, амортизаторы и другие элементы подвески. Также нужно больше антифриза, крупный радиатор. Соответственно получается больше расход топлива, хуже динамика, неправильная развесовка, меньше возможности перевозить груза.

Про чугунный блок пока все. Наверняка у вас возникло много вопросов: сразу пишите их в комментариях. Там появится много специалистов, которые подробно все объяснят.

Про алюминиевые блоки

Многие думают, что они бывают только одного вида. Нет, они эволюционировали всегда и до сих пор модернизируются. Существует огромное количество алюминиевых блоков под разные нужды, задачи.

Некоторые из них уже не используются, хотя были реально надежными. Сейчас применяются другие менее надежные.

Все начиналось с блоков закрытого типа из алюминия. Это была литая конструкция, в которую залиты стальные или чугунные толстые гильзы.

Теперь переходим к алюминиевым блокам двигателей. Многие думают, что они бывают только одного вида. Нет, они эволюционировали всегда и до сих пор модернизируются.

Почему стальные или чугунные? Потому что сталь лучше отводит тепло от цилиндров, но она не такая прочная, как чугун. Поэтому до сих пор с этими двумя материалами экспериментируют.

У литого алюминиевого блока была хорошая геометрия. Такая же, как у чугуна, потому что он был литой.

Теперь переходим к алюминиевым блокам двигателей. Многие думают, что они бывают только одного вида. Нет, они эволюционировали всегда и до сих пор модернизируются.-2

Да, он был большего объема, не раздувался, цилиндры не превращались в эллипс. Верхняя часть была достаточно жесткая. Его можно было ремонтировать много раз: минимум 2-3 ремонта. Он был легче, чем чугун. Если чугунный блок двигателя объемом 1.6 литра весил 60 кг, то этот 45 кг.

Следующий плюс – хорошо отводит тепло. Нет перегрева, как у чугуна. Рассеивание тепла происходит на высоком уровне. Зимой в машине комфортно, так как охлаждающая жидкость прогревалась быстро.

Эти блоки были достаточно надежные. Они применялись в советских автомобилях, старых иномарках, ходили долго. Поэтому ничего плохого про него я не скажу. Он ничем не проигрывал чугуну.

Сейчас их убрали, так как с точки зрения маркетинга это стало невыгодно. Начались игры с другими блоками. Начали облегчать блоки, делать их тонкими. Появился открытый тип. Первое, что пришло в голову производителям – вместо чугунных или стальных гильз нанести специальное покрытие из Никасила и Алюсила.

Данные покрытия призваны на защиту цилиндров блока двигателя, а также на уменьшение коэффициента трения. Производителю удалось достигнуть снижение потерь на трение (10-15%).

Никасил – это карбид никель кремния. Состав наносится на внутреннюю стенку цилиндра гальваническим методом. Блок погружают в специальный состав. С помощью электричества наносится Никасил. После обработки получается прочный состав, как думали тогда производители.

Его большой плюс – на нем хорошо задерживается смазка. Но через 3 года от Никасила отказались, и сейчас он является своеобразным «мамонтом». Он оказался неустойчивым перед серой, которой в современных моторах много. Даже бензины под Евро-5 все равно содержат серу. Даже ее небольшое количество быстро разрушает это покрытие.

Дальше был Алюсил – это кремний + алюминий. Он уже наносился не мокрым гальваническим методом, а с помощью травления, либо механически. Верхнюю стенку блока вытравливали. На поверхности оставался слой кремния. Либо специальными составами, фрезами, камнями сверху протачивали. В результате так же оставался слой кремния.

Этот слой оказался прочнее, и он существует до сих пор, особенно на гоночных автомобилях. Но такой алюминиевый блок очень сложно ремонтировать. У них низкая надежность. Сейчас производители не спешат связываться с этими блоками.

Много было попыток их использования в 90-е и 2000-е годы на Фольксвагенах, БМВ, Порше, но не получили широкого применения.

Какой блок используется сейчас

Распространение получил открытый алюминиевый блок двигателя с тонкостенными чугунными или стальными гильзами. Он применяется сейчас почти у всех производителей (Тойота, Мазда, Киа, Хендай, китайские автомобили).

Теперь переходим к алюминиевым блокам двигателей. Многие думают, что они бывают только одного вида. Нет, они эволюционировали всегда и до сих пор модернизируются.-3

Гильзы залиты в алюминий. Их омывает охлаждающая жидкость.

Какой минус такого блока

Стенки гильз и цилиндры очень тонкие, не имеют жесткости. Поэтому их легко раздувает, они могут изменить форму, живут своей жизнью. Когда стали применяться тонкие гильзы, это стало приговором.

Такие блоки на моторах от 2 литров ходят в лучшем случае 250 тысяч км. Дальше они начинают жрать масло, и до капитального ремонта останется совсем немного. На двигателях объемом 1.2-1.6 литра они могут ходить больше, так как стенки цилиндра получаются толще.

Они очень легкие, прекрасно отводят тепло, но сложны в ремонте. Расточить может быть и можно один раз. Но снижается прочность конструкции. По-хорошему нужно выпрессовывать гильзу, ставить другую. Сейчас много таких умельцев. Но это более сложный ремонт, чем у закрытого литого блока. Поэтому сейчас современные моторы все ругают. Все из-за открытого блока.

Самый надежный блок двигателя

Если сравнить блоки двигателей, то самый надежный из них, который есть в истории – это именно алюминиевый. Но не чугунный. Почему?

Сейчас существует четвертый тип блоков – кованый. Его еще называют ЧПУ или Биллет блоком. Что это такое?

Они появились недавно. Берется алюминиевый сплав 6061. Это кованый алюминий. Он куется под давлением, имеет прочную кристаллическую решетку. Даже прочнее чугуна. Из куска кованого алюминия фрезами вытачивают цилиндры, постели, другие поверхности.

Этот блок обладает текучестью, превышающей чугунный аналог на 10%. Он очень легкий и прочный, прекрасно отводит тепло. Легко ремонтировать, можно растачивать много раз.

Теперь переходим к алюминиевым блокам двигателей. Многие думают, что они бывают только одного вида. Нет, они эволюционировали всегда и до сих пор модернизируются.-4

Все было бы хорошо, но стоит он в 5-10 раз дороже.

Я думаю, что информация вам понравилась. Наверняка рассеялись многие вопросы насчет чугунного и алюминиевого блока. Обязательно напишите сейчас что вы считаете лучше – чугун или алюминий.

В телеграм канале Автопанорама собраны полезные видео и обзоры.

Спасибо за помощь и поддержку!

ЮМани 4100 1238 3347 48

СБЕР 4276 0206 0681 2060

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *